Мир русского полотенца

12 апреля в выставочном зале «Алтай» открылась выставка «Русское полотенце», подготовленная отделом русской этнографии. На ней представлено около двухсот полотенец из фонда музея-заповедника. В церемонии открытия приняли участие ансамбль русской традиционной культуры «Бастеньки» и детский фольклорный коллектив «Прялица».

Проект «Русское полотенце» продолжил цикл тематических выставок, посвященных народным промыслам. Директор музея-заповедника Медет Нургалиев, приветствуя собравшихся в выставочном зале «Алтай», отметил, что это событие происходит в знаменательный для всех день – День Космонавтики. «Цель выставки, - сказал Медет Нурмолдаевич, - показать полотенце как исторический памятник и историко-этнографический источник, как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных традиций и обычаев».

Действительно, полотенце в славянской культуре было обязательным атрибутом многих семейно-бытовых обрядов. Очень хорошо это выразил в своей оде «Поклон полотенцу» алтайский поэт Николай Гайдук, которую прочёл заведующий отделом русской этнографии Александр Яковлев. Там есть и такие строки: «Оно пойдёт повсюду за тобой-Волшебное, родное полотенце, Расписанное ласковой рукой, Дарованное чистым русским сердцем!».

Всем собравшимся были поданы на полотенце хлеб-соль - признак гостеприимства. Коллективы «Бастеньки» и «Прялица» показали фрагмент свадебного обряда, в котором руки жениха и невесты покрывали полотенцем. А в выставочных залах собравшимся был представлен мир русского полотенца. В течение нескольких лет собирались эти произведения народного творчества в городах и сёлах Восточного Казахстана. Здесь есть полотенца из белого домотканого холста, из покупного кумача, украшенные вышитыми и ткаными узорами. По народным поверьям обрядовая роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом, который веками передавался из поколения в поколение. Как пояснил Александр Яковлев, основные типы орнамента в нашем регионе – это свастика и ромб – их называли «четырехкрюшный» и «репей». «Считалось, - говорит Александр Андреевич, - что узоры несли в себе силу добра и благополучия, оберегали человека от злых сил».

Во второй половине ХIХ века под влиянием городской моды в крестьянской вышивке начинает распространяться техника работы крестом. На представленных на выставке полотенцах среди старинных орнаментов есть и так называемые «мыльные узоры». Они скопированы с бумажных обёрток туалетного мыла фирмы "Товарищество Брокар и Ко". Эта парфюмерная фирма, известная в России в начале ХХ века, печатала в рекламных целях на обертках для мыла схемы вышивок крестом в русском стиле, которые широко использовались в полотенцах.

 

Поделиться материалом
Яндекс.Метрика
Copyright © 2007-2019
8985892