Азбука антикоррупции: взяточничество, или «две стороны одной медали»

Каждый из нас может оказаться невольным участником или свидетелем коррупционного нарушения. Как предостеречь себя от этого? Как избежать негативных последствий?

Что такое коррупция?
Слово «коррупция» образовано в результате слияния латинских слов «correi» (несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета) и «rumpere» (ломать, повреждать, нарушать, отменять). В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Согласно Макиавелли, коррупция – это использование публичных возможностей в частных интересах. В документах ООН «коррупция» определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.
Статья 2. Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»
Коррупция - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Что такое взятка?
Взятка - деньги, ценные бумаги, иное имущество, права на имущество или выгода имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ст.311 Уголовного Кодекса Республики Казахстан).
Словарь В.Даля определяет взятку как «срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы … плату или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело».

Некоторые косвенные признаки вымогательства взятки:
Разговор о возможной взятке чаще всего носит иносказательный характер, не содержит открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги.
В ходе беседы вымогатель, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос ("это незаконно", "у меня нет таких возможностей"), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте), сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе и т.п.
Вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки с целью компрометации!

Формы взяток
Взяткой могут быть любые предметы (деньги, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов, недвижимость, земельные участки), услуги и выгоды (лечение, ремонтные работы, поездки за границу). Но есть и еще так называемая завуалированная форма взятки, когда с человека истребуется уплата несуществующего долга, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или его родственникам, «случайный» выигрыш в лотерее. Нередко взятка берется и дается через посредников – подчиненных сотрудников одной из сторон, партнеров по бизнесу либо специально нанятых для этого лиц.

ПОМНИТЕ!
«Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок». (ст. 129 п. З Уголовного Кодекса Республики Казахстан)
Можно ли обезопасить себя от провокации взятки? (1-я сторона «медали»)
1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;
2) ведите себя вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готовность принять взятку;
3) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение;
4) если вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника;
5) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего непосредственного начальника;
6) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);
7) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.
Что вам следует предпринять сразу после совершившегося факта вымогательства? (2-я сторона…)
У вас есть, как обычно, два выхода: давать или не давать. Если Вы решили выбрать первое, то еще раз подумайте. Давать взятки не только плохо, но и уголовно наказуемо. Итак, Вы решили принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникнет два варианта действий:

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ - встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из честного понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться пособником преступления.

ПОМНИТЕ о существовании персональных ящиков руководителей государственных органов (для личного вскрытия), телефонов доверия, виртуальных общественных приемных и других формах сообщений!
В конечном итоге каждый сам для себя решает, как ему поступать в случае вымогательства взятки.
Однако не стоит забывать, что взятки кто-то берет и просит только потому, что их кто-то дает. И если вы хотите, чтобы ситуация изменилась, то начните, в первую очередь, с себя...

 

Архив

Информация по противостоянию коррупции в Республике Казахстан

Главой государства всегда проводилась планомерная политика по искоренению коррупции в казахстанском обществе.
Борьба с коррупцией всегда являлась актуальной и злободневной проблемой для любого государства. Проявления коррупционных деяний со стороны государственных служащих являются препятствием на пути развития государства в условиях рыночной экономики и порождают в обществе недоверие к власти.
В условиях, когда все силы и средства нашей страны брошены на преодоление последствий мирового финансового кризиса, проблема коррупции встает особо остро. В связи с этим принимаемые Главой государства решения, направленные на усиление правоохранительными органами борьбы с коррупцией являются своевременными и необходимыми.
В Казахстане с момента обретения независимости был принят ряд нормативных правовых актов и государственных программ по противодействию проявлениям коррупции и борьбе с ней. Казахстан первым среди стран СНГ разработал и принял Закон «О борьбе с коррупцией».

В то же время существует необходимость в постоянном совершенствовали нормативноправовой базы.
Указом  Президента от 22 апреля 2009 года № 793    «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» данный указ предусматривает проведение ряда мер, которые выводят борьбу с коррупцией в Казахстане на новый уровень. Впервые в казахстанском законодательстве будут предусмотрены меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, возложена обязанность на государственных служащих по сообщению о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений.

Указом возлагается непосредственная обязанность по противодействию коррупции на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности. Данная мера позволит усилить ответственность руководителей за проводимую ими кадровую и антикоррупционную политику во вверенных государственных органах и организациях.
В качестве одной из мер противодействия коррупции указом предусматривается стимулирование антикоррупционного поведения граждан, включающее механизмы поощрения за оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений. Практика поощрения граждан за оказание содействия правоохранительным органам в борьбе с коррупцией применяется во многих странах, где проблемы коррупции успешно решаются.
Так как с коррупцией должно бороться все общество в целом, а не только правоохранительные органы. Только тогда в обществе создастся атмосфера нетерпимости к коррупции, можно рассчитывать на положительные результаты в борьбе с этим злом. И поощрение со стороны государства (в том числе материальное) антикоррупционного поведения граждан позволит им активно включиться в процесс борьбы с коррупцией.
Имеющие место в коллективах государственных структур понятия «круговой поруки» и «профессиональной солидарности» зачастую не позволяют честным сотрудникам сообщать о коррупционных правонарушениях, совершаемых их нечистыми на руку коллегами. В связи с этим вводимая указом обязанность государственного служащего доводить до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений и предусмотренная за невыполнение данной обязанности дисциплинарная ответственность позволит предотвратить подобные факты.
В управлении архивов и документации ВКО, также принимаются активные меры по противодействию коррупции в государственном органе и подведомственных учреждениях. В управлении действует телефон доверия, установлен  ящик для приема заявлений и обращений граждан на неправомерные действия должностных лиц, приказом по управлению создана дисциплинарная комиссия,   заведена книга контроля государственными служащими управления архивов и документации кодекса чести государственных служащих.

Работа с обращениями, поступившими от физических и юридических лиц, проводится  в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
Прием заявлений и выдача архивных справок организован через виртуальную приемную Центра электронных услуг и  справочный стол в установленные законом сроки.
В управлении имеется журнал учета посетителей и регистрации устных обращений граждан. Анализ работы с обращениями граждан и юридических лиц проводится ежемесячно отделом государственного учета и использования документов Национального архивного фонда Республики Казахстан.
В целях недопущения коррупционных правонарушений прием директоров архивных учреждений области производится  начальником управления по согласованию с Акимом области, прием специалистов архивных учреждений области осуществляется директорами по согласованию с начальником управления, прием на государственную службу осуществляется по конкурсу или в порядке перевода с соблюдением всех необходимых процедур.

 

Страница изменена: 22-08-2016
Яндекс.Метрика
Copyright © 2007-2020
10505914